Трудовой кодекс (ТК РФ) > Часть третья > Раздел III. Трудовой договор > Глава 10. Общие положения

Общие положения

Часть пятая


Раздел III. Трудовой договор

ГАРАНТ:

См. комментарий к разделу III

Глава 10. Общие положения


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ в статью 56 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.

См. текст статьи в будущей редакции

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 56 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 56 ТК РФ

Статья 1. Дайте определение понятию технология воспитания. Расположите этапы реализации технологии проектной деятельности в верной последовательности: 

1) - выбор темы и участников проекта
2) - распределение задач, обсуждение методов исследования
3) - самостоятельная работа участников проекта
4) - презентация результатов проекта
Ответ: Технология воспитания — это система разрабо­танных наукой и отобранных практикой способов, приемов и процедур воспи­тательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастер­ства, иными словами, гарантированно результативно и качественно

Статья 2. Какая из перечисленных видов деятельности не относится к педагогической
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Рассмотрим основные виды педагогической деятельности:
– образовательная;
– воспитательная;
– обучающая;
– инженерно-педагогическая;
– социально-педагогическая;
– общественно-педагогическая;
– научно-исследовательская педагогическая;
– общественно-педагогическая.

Статья 3.На заключительном этапе решения педагогических задач педагог осуществляет…
 На заключительном этапе решения педагогических задач педагог осуществляет рефлексивный анализ результатов решения педагогической задачи

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в статью 62 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

См. текст статьи в будущей редакции

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 62 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

 

Статья 4. Последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач, называется … Педагогическая технология

Статья 5. Педагогическая ситуация, которую создает педагог, осознанно обостряя противоречия в отношениях с учеником, относится к…
 Конфликтным

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 6.Планирование деятельности учителя - предметника включает в себя …
 Тематическое планирование учебного материала и непосредственная подготовка учителя к уроку и его планирование
В целом технологическая цепочка непосредственной подготовки к уроку учителя, работающего на системно-моделирующем уровне (по Г. А. Засобиной), включает в себя следующие конструктивные действия: 
• выбор рациональной структуры урока и определение его композиционного строения; 
• четкое планирование материала урока, которое включает, в свою очередь, такие действия, как отбор необходимого материала на одно занятие, выделение в нем главного, существенного; расположение в нем теоретического материала от более легкого и простого к более сложному и трудному; определение места и характера демонстраций или эксперимента на занятии; расположение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности для учащихся; 
• планирование работы учащихся на уроке включает педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы класса и отдельных учащихся на этапе усвоения нового материала; определение характера деятельности различных групп учащихся и времени опроса; установление возможных затруднений учащихся в тех или иных видах деятельности (устный ответ, решение задач, лабораторная работа, домашнее задание, наблюдение за ходом эксперимента и пр.); увеличение степени самостоятельности учащихся в учебной работе от одного урока к другому; 

• планирование учителем своей работы на занятии предполагает рациональное распределение времени на отдельные этапы урока; выявление логических переходов от одного этапа урока к другому; определение характера руководства работой учащихся по овладению новым материалом на каждом этапе урока; отбор возможных вариантов изменения в ходе урока (если домашняя работа оказалась трудна для большинства учащихся, если на отдельные виды работы придется затратить больше времени, чем предполагалось). 

Статья 7.Укажите преимущества тестового контроля. Расположите в верной последовательности этапы технологии дистанционного обучения: 
1) – предъявление учебных материалов в электронном или печатном виде
2) - самостоятельное овладение знаниями;
3) – проведение консультаций с помощью современных информационных технологий;
4) - проведение проверки результатов усвоения учебного материала с использованием современной техники;
 Преимущества тестового контроля:
• объективность оценки, т. к. в тестовом контроле влияние субъективных факторов исключено;
• достоверность оценки и информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения;
• эффективность – можно одновременно тестировать большое число учащихся, причем проверка результатов производится гораздо легче и быстрее, чем при традиционном контроле;
• надежность – тестовая оценка однозначна и воспроизводима;
• дифференцирующая способность, т.к. в тестах содержатся задания различного уровня;
• индивидуальный подход в обучении – возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся;
• сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся, обучаемых по разным программам, с использованием различных методов организационных форм обучения.

Статья 8. Совокупность приемов, способствующих гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения, называется педагогическим (ой) … 
Педагогической техникой

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ настоящий Кодекс дополнен статьей 56.1, вступающей в силу с 1 января 2016 г.


Статья 9.Сущностной характеристикой понятия «профессиональная компетентность» является…
 1. Эффективное использование индивидуальных способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность.
2. Владение профессиональными знаниями, умениями и навыками; гибкость при решении профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами.
3. Интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения профессиональных функций.

Статья 10.Расположите в верной последовательности этапы технологии проблемного обучения: 
1) - возникновение (постановка) проблемной ситуации
2) - формулировка проблемной задачи
3) - поиск способа решения проблемной задачи путем выдвижения догадок, гипотез
4) - доказательство гипотезы
5) -- проверка правильности решения проблемной задачи

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 11.Особый вид общественной полезной деятельности, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности – это …
 Педагогическая деятельность.

Статья 12.Расположите в верной последовательности этапы технологии программированного обучения:
1) - изучение блока информации
2) - проверка усвоения
3) - решение задач на основе полученных знаний
4) - проверка и коррекция решения
5) - дополнительное обучение в случае недостаточного усвоения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ в статью 57 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 13.Совокупность обстоятельств, существенно влияющих на протекание педагогического процесса – это …
Педагогическая ситуация

Статья 14. К какому виду задач относится формирование базовой культуры личности
Ответ: Воспитательные
или Стратегическая педагогическая задача

Статья 15.Расположите в верной последовательности этапы технологии коллективного взаимодействия: 
1) - подготовка учебного материала, разделение его на единицы усвоения, отбор учебных текстов
2) - ориентация учащихся, сообщение целевых установок, усвоение правил, способов учета результатов обучения
3) - проработка каждым учеником своего материала
4) - обмен знаниями с партнером по правилам ролевой игры «учитель – ученик»
5) - проработка воспринятой информации, поиск нового партнера для взаимообучения

Статья 16.Существенным признаком любой педагогической технологии является…:
 Возможность применения в любой педагогической ситуации
гарантированность успеха, то есть, достижение цели, научное проектирование, точность воспроизведения проектируемого педагогического процесса

Статья 17.  Кем было введено понятие «педагогическая технология» в отечественную педагогику
В.П. Беспалько

Статья 18.Наименьшей единицей педагогического процесса можно считать …
 Наименьшей единицей педагогического процесса можно считать оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач. Объединяет их то, что все они решаются с соблюдением принципиальной схемы..

Статья 19. Укажите понятие, которому соответствует данное определение: «условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними».

  Технологическая схема

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в статью 62 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

См. текст статьи в будущей редакции

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 62 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 20. Технология модульного обучения – это…
Технология, сущность которой заключается в организации самостоятельной работы с индивидуальной учебной программой.
Используется балльно-рейтинговая оценка знаний, самостоятельная работа ученика с заданным объемом учебного материала
Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объём которых могут варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу. Модули могут быть обязательными и элективными.
Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.
Необходимым элементом модульного обучения обычно выступает рейтинговая система оценки знаний, предполагающая балльную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
Модуль — целостный набор подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля, и представляющий составную часть более общей функции. Модуль является значимым для сферы труда. Каждый модуль оценивается и обычно сертифицируется.
Дифференцированное обучение - использование разноуровневых заданий при выполнении контрольной работы
Проблемное обучение - организация исследовательской деятельности учащихся.

Статья 21.Система контроля и оценки учебных достижений при модульном обучении включает…
Модульно-рейтинговая  технология обучения – одно из современных и перспективных инновационных направлений в зарубежной и отечественной образовательных системах, обеспечивающее индивидуализацию учебных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов студентов с целью оптимизации процесса обучения и повышения его эффективности и качества. 

Статья 22. Из приведённых вариантов ответов найдите правильное определение понятию «педагогическая технология».
 Педагогическая технология - Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Педагогическая технология - последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 23. Кому впервые пришла идея «технологизации» обучения
 Я.А. Коменский

Статья 24. Какое понятие вы отнесёте к педагогическому мастерству
 Совершенное владение педагогической техникой.

Статья 25. Из предложенных вариантов ответов найдите определение педагогической техники.
 Педагогическая техника - Комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на коллектив в целом.
Педагогическая техника - совокупность приемов, способствующих гармоническому единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения.
Педагогическая технология - совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок.

 Что такое технологическая карта
 Технический документ, отображающий последовательность технологических операций производства определённой продукции

Статья 26.Что такое педагогические инновации
А) Это все изменения, направленные на изменения педагогической системы.
Б) Это нововведения в учебно-воспитательном процессе с целью повышения его эффективности.
В) Это новшества, мобилизирующие внутренние ресурсы педагогической системы и приводящие к повышению результата.

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 58 ТК РФ

Статья 27.Какие направления охватывают педагогические инновации
 А) Оптимизацию учебно-воспитательного процесса.
Б) Гуманистическую педагогику, организацию и управление.

В) Новые педагогические технологии.

Статья 28. Технология программированного обучения начала активно внедрятся в образовательную практику. Укажите, когда это произошло
 С середины 60-х годов ХХ столетия
Статья 29.Из приведённых вариантов ответов выберите принципы педагогических технологий.
 Научность, проектируемость, системность, целенаправленность, деятельностный подход, управляемость, корректируемость, результативность, воспроизводимость, экономичность

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 58 ТК РФ

Статья 30.Найдите правильное определение понятию «педагогическая технология»
 Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Статья 31.Личностно-ориентированным технологиям обучения присущи следующие основные принципы…
 Гуманизм, сотрудничество, свободное воспитание.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в статью 62 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

См. текст статьи в будущей редакции

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 62 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 32.К специфическим принципам дистанционного обучения можно отнести…
 Интерактивности, стартовых знаний, индивидуализации, идентификации, регламентности обучения, педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий, обеспечения открытости и гибкости обучения.

Статья 33. Что отражает принцип интерактивности дистанционного обучения

  Закономерность дистанционных контактов не только слушателей с преподавателями, но и слушателей между собой.

Статья 34.Что означает принцип стартовых знаний дистанционного обучения
 Дистанционного обучения необходима предварительная подготовка слушателя и наличие аппаратно-технических средств, иметь компьютер с выходом в Интернет, навыками работы в данной сети

Статья 35.Технология модульного обучения разрабатывается на основе следующих принципов:
Деятельности, паритетности, технологичности, системного квантования, мотивации, модульности, проблемности, когнитивной визуальности

Статья 36.Укажите приоритетные образовательные технологии для эффективной реализации ФГОС
Проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, информационно-коммуникативных технологий

Статья 37.Сколько процентов от общего объема времени должна составлять обязательная часть основной профессиональной образовательной программы СПО и сколько – вариативная часть в соответствии с ФГОС
70% и 30%

Статья 38.Кто определяет содержание вариативной части ОПОП по специальности СПО в соответствии с ФГОС
Образовательное учреждение;

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 58 ТК РФ

Статья 39.Перечислите показатели мониторинга социального партнерства образовательного учреждения.
Педагогическая «инфраструктура», участие родителей, участие учащихся, удовлетворенность, открытость для внешнего мира

Статья 40. Информационно-коммуникационные технологии – это…
Это совокупность методов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение и отображение информации с целью снижения трудоёмкости её использования, а также для повышения её надёжности и оперативности.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
ИКТ - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер

Статья 41.Санитарно-гигиенические требования при работе с компьютером включают требования к…
 1) Параметры рабочего места и рабочей зоны.
2) Визуальные факторы (яркость, контрастность, мерцание изображения, блики).

3 )Излучения (рентгеновское, электромагнитное излучение ВЧ и СВЧ диапазона, гамма-излучение, электростатические поля).

Статья 42.Основные функции обучения
 Как правило выделяют три основные педагогические функции процесса обучения - образовательную, воспитательную, развивающую..

Статья 43. Кто несет ответственность за повышение квалификации педагога
 Образовательное учреждение;

Статья 44.Педагогическая технология – это…
 Последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач

Статья 45.Какой из перечисленных типов уроков не является уроком контроля знаний умений и навыков?
 Типы уроков:
1.Изучение нового материала.
Вид урока:  
- лекция,
- урок с элементами беседы,
- лекция с элементами презентации,
- урок конференция,
- экскурсия,

- исследовательская работа.

Статья 46.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Вид урока:   
- практикум,
- экскурсия,
- лабораторная работа,

- деловая игра,

Статья 47. Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока:   
- семинары,
- конференция,
- обобщённый урок,
- урок собеседование,

- урок дискуссия, диспут.

Статья 48.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Вид урока:   
- зачёт,
- экзамен,
- контрольная работа,

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 49.Комбинированный или смешанный урок
Вид урока:  
- практикум,
- конференция,
- семинар,
- контрольная работа,
- лекция,

Статья 50.Отрасль педагогики, рассматривающая воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии
Дефектология

Статья 51.Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением слуха
Сурдопедагогика

Статья 52. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушениями зрения
Тифлопедагогика

Статья 53. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с отклонениями в умственном развитии
Олигофренопедагогика

Статья 54. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением речи
Логопедия 

Статья 55.Что подразумевает гендерный подход в обучении
Учёт физиологических, интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, поведенческих различий между мальчиками и девочками

Статья 56.Какие условия являются необходимыми для успешной учебной деятельности правополушарных учащихся
Связь информации с реальностью, практикой, преимущественно творческие задания, использование контекста

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в статью 58 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 57.Что является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательной организации 
 Государственный образовательный стандарт

Статья 58.Признаком педагогической технологии, отличающим ее от методики обучения, является …
Обеспечение гарантированного результата;

Статья 59. Электронные образовательные ресурсы – это…
Учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Статья 60.Интеграция детей-мигрантов в образовательной среде эффективнее осуществляется с помощью одного из четырех действий …
Формирование позитивной этнической идентичности, осознание первичности общечеловеческих ценностей в сравнении с этническими, развитие правовой грамотности, развитие навыков понимания и интерпретации

Статья 61.Судя по анализу поступивших в первый класс и результатам распределения по классам  в вашей школе  со следующего года в одном из классов будет учиться много детей-мигрантов. Что вы в этом случае порекомендуете заместителю директора по  воспитательной работе
1) Вместе с классным руководителем тщательно изучить состав обучающихся каждого класса, включая класс, где будут учиться дети-мигранты;
2) До начала учебного года познакомиться с семьями первоклассников с целью изучения их особенностей (регион, традиции, семейные ценности, состав семьи);
3) Планируя содержание мероприятий на новый учебный год, уделить особое внимание развитию навыков понимания и уважения к культурным традициям представителей разных народов, формированию целостного мировоззрения детей, созданию сплоченного коллектива.

 

Статья 62.В 6 классе появилась девочка, недавно приехавшая из южной страны из СНГ. Она  не справляется с учебной нагрузкой, хотя уровень владения русским языком у нее достаточный. Что вы порекомендуете заместителю директора по учебной работе
1) Изучить характер затруднений, постараться понять причины пробелов в знаниях новой ученицы;
2) Разработать программу индивидуального сопровождения ребёнка, запланировав различные формы работы и виды деятельности. Делать акцент на "сильные" стороны личности, создавать ситуации успеха.
3) Стараться привлекать к помощи одноклассников девочки, поощрять взаимную помощь, поддержку и доброжелательность.

Статья 63. К вам обратилась за советом классный руководитель одного из старших классов. Несколько ребят, приехавших недавно из российской республики Северного Кавказа,  подошли к ней недавно и сообщили о своей просьбе, которая заключалась в выделении места для проведения намаза (мусульманской молитвы, совершаемой в определенное время дня). Также известно, что эти ребята посещают курсы по изучению основ Ислама и изучению Корана в одной из мечетей г. Москвы. Ваши действия в данной ситуации
 Постараюсь убедить классного руководителя в необходимости разговора со старшеклассниками и их родителями. Посоветую максимально деликатно, уважительно, но однозначо убедить их в том, что просьба не может быть выполнена, так как школа является светским учреждением.

 

 

По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Части вторая и третья утратили силу.

Информация об изменениях:

См. текст частей второй и третьей статьи 62